Согласно ФЗ № 54 онлайн-касса должна присутствовать в каждой торговой точке. При этом и кассир, и сам предприниматель должны знать особенности и основные принципы ее функционирования. Как работать на кассе в магазине, чтобы не получить штрафы от ИФНС – расскажем тут.
Современная контрольно-кассовая машина (ККМ) — это электронное устройство, которое предназначено для взаимодействия с ИФНС в режиме онлайн и позволяет контролировать выручку магазина.
Ключ от ККМ должен храниться у директора магазина. Перед началом рабочего дня необходимо выдать его продавцу под расписку, а также купюры, чековую и красящую ленту и другие нужные инструменты.
Помимо этого, нужно сверить размер выручки предыдущего дня с тем, что записано в кассовой книге, и заверить данные подписью. Только после этих действий к работе может приступать кассир.
-
Общий алгоритм работы с кассой.
Практически все ККМ имеют схожую конструкцию, которая включает в себя фискальный накопитель для хранения и шифровки платежных данных, клавиатуру для набора кода товара и его цены, ленточный блок для печати бумажных чеков. Принцип функционирования различных моделей может несколько разниться, но общий алгоритм действий кассира схож и выглядит он следующим образом.
Включите аппарат.
-
ККМ должна быть подключена к электросети. Если штепсель находится в розетке, то сделайте следующие действия:
-
нажмите тумблер,
-
поверните переключатель либо поставьте ключ в «Режим».
На экране аппарата появятся нули или другие символы.
Важно!Перед началом работы с ККМ обязательно ознакомьтесь с инструкцией. Это поможет запомнить этапы работы, сочетания клавиш и правила создания чеков.
Авторизуйтесь.
-
Начало работы невозможно без авторизации. Способ авторизации зависит от модели техники и это может быть:
-
ввод логина и пароля;
-
или использование специальной карты.
Проверьте работоспособность ККМ.
Убедитесь в исправности печатающего механизма и кассы следующим образом:
-
Проверьте отображаемую на дисплее информацию, дату, время.
-
Напечатайте нулевой чек, нажав кнопку «Наличные» («Оплата»), пока на табло нули.
Проведите расчеты.
После проверки работоспособности устройства, переходите к обслуживанию:
-
Введите цену товаравручную на клавиатуре либо с помощью специального считывателя штрих-кода.
-
Нажмите кнопку «Оплата» / «Наличные».Откроется денежный ящик кассы, где хранятся купюры.
-
Получив деньги от покупателя,положите их в этот лоток и оттуда же выдайте сдачу. Касса сама укажет на ее размер после того, как будет введена полученная сумма.
-
Если оплата будет выполнена пластиковой картой, операция должна быть выполнена безналичным способом. Терминал при этом может выдать 2 чека. В этом случае 1 из них остается в магазине.
-
Нажмите клавишу «%»,если необходимо посчитать размер скидки в %.
В зависимости от ситуации - создайте чек.
-
При возврате товара клиент пишет заявлениес указанием причины отказа, стоимости продукции, даты обращения. Действия кассира следующие:
-
оформите накладную на возврат в 2-х экземплярах и подпишите ее и покупателем, и продавцом;
-
напечатайте чек возврата. Он отличается от обычного чека тем, что в строке «признак расчета» прописывается «возврат прихода», а не «приход»;
-
верните деньги клиенту. При безналичной оплате отличий в процедуре нет. Единственное, что средства поступят на карту покупателя в течение 10 дней.
-
При получении авансатакже нужен чек, хоть продажа и считается незавершенной. В этом случае выбейте чек с признаком «Приход»:
-
если продукт или услуга известны, то выберите признак предмета расчета «Предоплата»;
-
если же таких данных нет, то «Аванс».
-
Процесс создания чека коррекцииразличается в зависимости от модели устройства. Он требуется в 2-х случаях:
-
если кассир ошибся (например, пробил неверную сумму);
-
если произошел сбой в работе кассы (отключили свет, ККМ сломалась).
Чек коррекции содержит те же реквизиты, что и обычный чек, но в нем нет перечня товаров и их цены, а также QR-кода. Это связано с тем, что он нужен только для ОФД и ИФНС, а не покупателю.
Замените ленту в кассовом аппарате.
Такой расходный материал, как кассовая лента, заканчивается довольно быстро. Поэтому каждый кассир должен знать, как вставить новый рулон.
-
Если на чеках появилась розовая полоска, значит, в скором времени потребуется выполнить замену кассовой ленты. Для этого:
-
аккуратно откройте крышку блока, в котором расположен сам рулон;
-
достаньте и опечатайте остатки ленты;
-
на бирке поставьте подпись и передайте все старшему кассиру;
-
возьмите новый моток, разверните его (внутренняя сторона размотки должна быть вниз), положите в отсек. Важно завести его за печатающую головку;
-
закройте крышку и затем нажмите на кнопку «Вверх», чтобы появился край чековой ленты;
-
оторвите излишки бумаги и работайте на кассе дальше.
Закройте смену.
По окончании рабочего дня кассир также должен произвести ряд действий:
-
Заполните отчет и кассовый ордер, которые передайте старшему кассиру вместе с выручкой.
-
Запишите в кассовую книгу показаниясо встроенных счетчиков.
-
Посчитайте размер дневной выручкии сверьте его с наличными в денежном ящике кассы.
-
Обнулите устройство.
-
Выключите питание.
Какие документы нужно вести при работе с ККМ.
Онлайн-касса сняла с бизнеса часть обязательств по заполнению множества документов. Но некоторые бумаги все же придется вести.
-
Кассовая книгапотребуется для записи всех полученных кассиром денежных средств и данных об операциях. Она заполняется по форме КО-4 как в бумажном виде, так и в электронном:
-
при ведении книги от руки все исправления должны быть заверены главбухом;
-
при электронном заполнении и последующей распечатке листов вносить в них корректировки запрещено. Если при проверке ФНС не получит данный документ, то будут выписаны штрафы: до 50 тыс. руб. для организаций и 5 тыс. руб. для ИП.
-
Приходный кассовый ордерзаполните согласно форме КО-1 и отразите все полученные денежные средства.
-
Расходный кассовый ордерпозволяет посмотреть всю выданную из кассы наличность.
-
Чек коррекциинужен в случае ошибки кассира или с целью передачи данных, сделанных без использования кассы.
-
Чек возвратапробивается в том случае, если покупатель вернул приобретенный товар и просит вернуть ему сумму покупки.
-
Отчеты об открытии и закрытии смены, ККМ печатает автоматически.
-
Распространенные ошибки кассиров при работе с ККТ и способы их исправления
Все ошибки, которые могут возникнуть в ходе продаж, легко исправимы. Чаще всего они требуют составления объяснительной и лишь изредка внесения собственных денежных средств.
Ошибка
Способ исправления
Покупка проведена через терминал, но не зафиксирована в аппарате.
-
Добейте чек.
-
Составьте объяснительную записку.
Покупка оформлена через терминал, а в кассе занесена как наличная оплата.
Как итог: будет расхождение между суммой в книге кассира и остатком в лотке.
-
Выполните сверку до суточного отчета.
-
Напишите объяснительную записку.
Неправильно пробит чек.
-
Если Вы это обнаружили до печати чека, то отмените операцию и забейте данные заново.
-
Если Вы отправили неправильный чек на печать, то заберите его у клиента и создайте новый. По окончании дня эти сведения внесите в список ошибочных платежных документов.
-
Если обнаружили ошибку после ухода покупателя, то в конце дня сформируйте отчет и укажите фактическую выручку и остаток в кассе. Затем напишите объяснительную.
Не сдана выручка.
-
Сформируйте отчет.
-
Сдайте деньги и напишите объяснительную записку.
Работник отключил питание аппарата во время его работы.
-
Заново включите аппарат.
-
Распечатайте нулевой чек.
Лента вставлена неправильно.
-
Остановите работу ККМ.
-
Снимите рулон в отсеке и зафиксируйте его в правильном положении.
"Это Бизнес" ТПП РФ