Что учесть предпринимателю при работе с маркетплейсами

Описание картинки

Что учесть предпринимателю при работе с маркетплейсами

30
30

Бизнес-модель маркетплейса легализовали в России не так давно - в январе 2019 года вступил в силу Федеральный закон №250-ФЗ. Он направлен на защиту покупателей в правоотношениях с онлайн-площадками и поставщиками товаров и услуг. Сотрудничая с маркетплейсом, вы обязаны соблюдать внутренние правила игры: участвовать в совместных акциях, давать скидки, запускать программы лояльности и др. Неочевидные причины разногласий между онлайн-площадками, поставщиками товаров/услуг и правила работы с маркетплейсами - разъясним ниже.

 

Маркетплейсы (торговые агрегаторы) - один из самых быстрорастущих онлайн-каналов продаж в России. По Федеральному закону №250-ФЗторговым агрегатором можно считать онлайн-площадку, которая выполняет 3 функции и дает возможность потребителю:

  • Рассмотреть предложение о продаже товара/оказании услуги.

  • Заключить договор купли-продажи товара/оказании услуги.

  • Предварительно оплатить товар/услугу с помощью перевода денег площадке.

Таким образом, в формуле маркетплейса в сделке всегда принимают участие 3 стороны: поставщик, онлайн-площадка и покупатель. При этом взаимоотношения первых двух часто вызывают немало споров, так как у каждого агрегатора своя специфика и требования к продавцам. Рассмотрим подробнее, по каким вопросам у поставщика и площадки могут возникнуть разногласия.

 

Общие требования работы с маркетплейсами.

  • В большинстве случаев торговые агрегаторы не работают с физлицами и самозанятыми. Чтобы продавать на маркетплейсе, предпринимателям необходимо регистрировать ИП или ООО и предъявлять на проверку соответствующий пакет документов.

  • Многие онлайн-площадки требуют от поставщиков регистрацию товарного знака. Она помогает защищать права самих продавцов и избежать пересечений с другими брендами.

  • Часть агрегаторов (Ozon и др.) прописывает в правилах необходимость внедрения предпринимателями систем электронного документооборота.

  • От производителей, которые размещаются на маркетплейсах, площадки могут запрашивать специальные сертификаты (например, для конструктивно схожих с оружием изделий), маркировки и лицензии (на медицинские товары и др.).

  • Обычно маркетплейсы предлагают 2 формата сотрудничества.

  • «Витрина фулфилмент» - агрегатор предоставляет поставщику онлайн-площадку для размещения товаров, а также услуги складского хранения и обработки. В этом случае у маркетплейса должны быть собственные склады. Такая схема выгодна продавцам, у которых нет помещений для хранения - например, микро- и малому бизнесу. Большая часть российских агрегаторов работает по этой системе.

  • «Витрина доставка» - маркетплейс предлагает поставщикам онлайн-площадку для размещения товаров, но без функции хранения. В этом случае продавцу нужно держать продукцию на своих складах и самостоятельно доставлять покупателю заказ в пункт выдачи, либо передавать его в службу доставки агрегатора. Площадок, работающих по этой схеме, не так много. К ним относится, например, сервис Goods.ru, который за свой счет вывозит готовые заказы со складов поставщиков.

 

Случаи освобождения маркетплейса от ответственности.

По закону, торговый агрегатор несет ответственность перед покупателем:

  • За недостоверную информацию о поставщиках и их товарах/услугах.

  • Маркетплейс обязан предоставлять покупателям актуальные данные и сообщать обо всех изменениях.

  • На агрегатора возлагается ответственность за убытки потребителя из-за недостоверных сведений. Но в некоторых случаях возможно освобождение маркетплейса от ответственности и ее перенос на поставщика товара/услуги.

Например, если онлайн-площадка не изменяла информацию, но это сделал сам продавец, то возмещать убытки потребителю предстоит именно ему.

  • За нарушение условий доставки товара. В этом случае при обращении покупателя маркетплейс обязан в течение 10 дней вернуть сумму предоплаты. В частности, когда товар не доставлен в срок, и потребитель направил продавцу уведомление об отказе от товара и сообщил об этом агрегатору.

Обратите внимание! По правилам многих площадок расходы на перемещение товара обратно на склад оплачивает поставщик. Но если он предоставит агрегатору доказательства передачи товара покупателю, то последнему откажут в возврате предоплаты.

 

Схемы конфликтов по вине поставщика.

  • Поставщики обязаны сообщать покупателюи торговому агрегатору достоверную информацию о себе, условиях сделки и размещать ее на своих сайтах.

  • Недобросовестные продавцы применяют 3 популярные схемы, которые:

  • предлагают приобрести товар/услугу не на маркетплейсе, а на своем сайте;

  • указывают в качестве способа доставки вариант самовывоза, но предлагают отправить товар через другие логистические службы;

  • предлагают оплатить заказ не через онлайн-платформу, а лично на карту.

В этих случаях агрегатор может не ограничиться предупреждением, а моментально разорвать контракт с поставщиком. Такая участь может постичь не только небольших производителей, но и предпринимателей с внушительным оборотом.

Например.«СДЕК-Маркет» в своем блоге на «Яндекс Дзен» описал случай, когда маркетплейс аннулировал контракт с крупным поставщиком, который продавал на площадке более 40 тысяч товаров. Для этого было достаточно единичного обращения покупателя, которому предложили оплатить заказ на карту по нерелевантной цене.

 

Как предотвратить конфликты с агрегатором.

Условия работы с поставщиками у каждого маркетплейса свои. Площадки стремятся максимизировать прибыль и вводят собственные правила, к которым продавцам нужно быть готовыми.

  • Так, 30% поставщиков недовольны ценовой политикой торговых агрегаторов. Причина в том, что ряд онлайн-площадок в правилах прописывают: в случае, если цена на товар будет ниже на другом маркетплейсе, то агрегатор без уведомления имеет право снять его с продажи или снизить цену за счет продавца.

  • Если по вине агрегатора продукт или упаковка повреждены, и клиент отказывается от покупки, то товар отправляют обратно на склад. Несмотря на то, что ответственность в этом случае должна лежать на маркетплейсе, такие перемещения по условиям многих площадок оплачивает поставщик.

  • В целом, среди минусов маркетплейсов многие отмечают политику одностороннего изменения условий договора. Если площадка корректирует правила работы, она нередко делает это без предупреждения, а оповещение приходит продавцу уже постфактум - в личный кабинет или на электронную почту.

Рекомендуем: еще до заключения договора внимательно читать его условия, разъяснять у агрегатора возникающие вопросы и предлагать компромиссный вариант соглашения. Если агрегатор не готов корректировать правила работы с поставщиком, то можно обратиться на другую онлайн-площадку.

Учтите, что на практике условия диктуют маркетплейсы, и на компромисс намного чаще приходится идти продавцам. Большинство из них торгуют сразу на нескольких площадках и вынуждены подстраиваться под требования каждой.

«Это Бизнес» ТПП РФ

 

 

Наш аккаунт в Инстаграм: @chastnikm

Подписывайтесь и узнавайте новости компании из первых рук.

НОВОСТИ ПО теме -> Бизнес и предпринимательство

Сейчас в г. Междуреченск (07:29)
погода
9.4 Co
небольшой дождь

Услуги

САНТЕХНИКА - ПОВЕРКА
САНТЕХНИКА - ПОВЕРКА   ВОДОСЧЕТЧИКОВ на дому. ...
ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ - ГруZоТакси «Би-Би»
ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ - ГруZоТакси «Би-Би» ГруZчики! Есть БОЛЬШАЯ, ...
500 руб.
ДРУГОЕ - Агентство ритуальных
ДРУГОЕ - Агентство ритуальных услуг «НЕКРОПОЛЬ» - Вызов ...

Каталоги магазинов города

Новости