Зафиксируйте договоренности.
|
-
Если самозанятый сотрудничает с ИП,то можно подписать договор или устно согласовать сделку.Условия партнеры обсуждают лично — по телефону или при встрече — либо в переписке.
-
Если самозанятый заключает сделку с организацией, нужно обязательно оформить договор. Это может быть договор подряда, возмездного оказания услуг, договор поставки или агентский договор. Тип документа зависит от вида сотрудничества. Самозанятые не ведут бухучета, поэтому не обязаны хранить договоры и первичные документы.
-
Чтобы упростить документооборот, можно использовать оферту — предложение о заключении сделки. Самые простые примеры оферты — цена товара на сайте, ценники в магазине, печатные каталоги товаров и услуг. Оферта не требует подписания. Если клиент платит, значит, он согласен с условиями сделки.
|
Оформите акт по итогам сделки.
|
-
Если самозанятый оформил сделку документально, после выполнения работы стороны подписывают акт. Акт — закрывающий документ, подтверждающий, что условия сделки выполнены обеими сторонами и ее можно оплатить. Но в некоторых случаях можно обойтись без акта. Когда нет материального результата работы, акт не нужен, например, при оказании бухгалтерских, юридических, консультационных услуг.
-
Чтобы бизнес-клиент оплатил работу переводом денег на расчетный счет или карту, самозанятый выставляет счет со своими реквизитами. Шаблона документа для самозанятых нет, поэтому за основу можно взять счет ИП. В нем самозанятый указывает свои данные и реквизиты банковской карты. Такого документа достаточно, чтобы бухгалтер клиента перевел по нему деньги.
-
Чтобы ускорить процесс и избежать лишних бумаг, договор и счет можно заменить единым документом. Договор-счет включает основные условия сделки и банковские реквизиты для оплаты.
|
Откройте расчетный счет.
|
Открыть расчетный счет для бизнеса или подключить кассовый аппарат вправе только самозанятые ИП. Если Вы не ИП, этот пункт можете пропустить. Самозанятые не обязаны принимать наличные через онлайн-кассу. По закону они входят в число исключений и могут применять онлайн-кассу по желанию.
-
Если бизнес-клиентам удобнее проводить безналичные платежи, то самозанятому ИП нужно открыть расчетный счет. ИП можно открыть отдельный счет для самозанятости в том же банке, в котором уже обслуживаются. Так будет проще отслеживать поступления от разных видов деятельности.
Для ведения счета можно выбрать абонентское обслуживание или оплату за операцию:
Если по счету проходит много операций, выгоднее абонентское обслуживание.
-
К банковскому счету можно подключить эквайринг и принимать платежи картами. Для этого установите платежный POS-терминал — это специальное оборудование, которое считывает информацию с платежной карты и отправляет запрос в банк. Клиент оплачивает покупку, а терминал распечатывает чек. Если самозанятый продает через сайт, он может подключить интернет-эквайринг и получать оплату картой онлайн.
Чтобы подключить эквайринг, нужно обратиться в банк и заключить договор, при этом взимается комиссия в размере 1–2% от всех карточных платежей.
|
Способы принятия оплаты и работа с чеками.
|
-
перечислением на расчетный счет;
-
безналом через сервис интернет-эквайринга;
-
корпоративной банковской картой через POS-терминал;
-
наличными.
Важно!Для самозанятых ИП действует ограничение. Оплата наличными от других организаций и ИП не может быть больше 100 тыс. руб.поодномудоговору.БезналичнуюоплатуИПпринимаютнарасчетныйсчет.
-
Как выдать чек.Чек от самозанятого — это отчетный документ, подтверждающий, что организация действительно перевела деньги за оплату товара или услуги. Чтобы правильно сформировать чек, в приложении укажите название компании или ФИО предпринимателя, ИНН. Эту информацию можно посмотреть в договоре или в уведомлении от онлайн-банка.
Клиенту можно отправить чек в электронном или бумажном виде. Нельзя объединять несколько платежей от разных клиентов в один чек и вносить одну запись с общей суммой. На каждый платеж — свой чек.
Важно!Оформить чек можно не только в приложении, но и через оператора электронной площадки, на которой работает самозанятый, или через банк, в котором у него открыт счет.
-
Как аннулировать чек в приложении «Мой налог».Иногда приходится возвращать деньги, например, товар клиенту не подошел. В этом случае в приложении нажмите кнопку «Аннулировать» и укажите причину: возврат средств или неправильная операция. Аннулировать чек можно в любой момент, ограничений по сумме или количеству чеков не установлено.
|
Сделка между самозанятым и частным лицом.
|
-
Если сумма сделки между самозанятым и частным клиентом больше 10 тыс. руб.—позаконунужносоставитьдоговор,чтобыпри разногласиях в суде можно было подтвердить сделку.
-
Если сумма меньше 10 тыс. руб., то договор составляется по договоренности сторон. Чтобы избежать формальности, стороны обсуждают условия сотрудничества в переписке или устно.
-
Отдельная карта для доходов от самозанятости необязательна, но ее можно завести, чтобы отделить бизнес-доход от других источников. Банки не блокируют личные карты самозанятых, если на нее поступают деньги от профессиональной деятельности. Для этого нужно уведомить банк о работе со счетом в качестве самозанятого и предоставить справку. Справку формируют в приложение «Мой налог».
Если общение проходит в соцсетях или в мессенджерах — чек отправляют онлайн, при сделке лично — достаточно показать чек на экране своего телефона. Отправлять чек не надо, если клиент этого не просит.
|
Ответственность смозанятого за работу без чека.
|
|