Эксперименты по маркировке — процесс длительный. Но сейчас некоторые из них продлили на еще более долгий срок, а те, которые еще не запустились, отложили на неопределенное время.Расскажемоб изменениях закона в маркировке в этом году и зачем нужны эксперименты.
Рынок маркировки быстро меняется. Чтобы не пропустить изменения по товарным группам, следите за информацией на сайте системы маркировкиЧестный ЗНАК.
Как запускается маркировка товарной группы.
|
Маркировку запускают в несколько этапов.
-
Этап 1. Эксперимент.Эксперименты проводят для того, чтобы производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы могли добровольно протестировать работу с маркировкой.
Например, эксперимент по маркировке молочной продукции длился с 15 июля 2019 года и должен был завершиться 29 февраля 2020, но его продлили до 31 марта 2020 (Постановление Правительства РФ от 28.02.2020 № 215).
-
Производителиначинают печатать коды маркировки и работать в национальной системе маркировки товаров Честный ЗНАК.
-
Розничные продавцыучатся отчитываться в Честный ЗНАК о том, что продали маркированную молочную продукцию.
За время эксперимента участники успевают подготовиться к новым правилам и опробовать все процессы до запуска обязательной маркировки. Есть время выявить и исправить ошибки, чтобы в будущем не получать штрафы.
-
для мороженого и сыров вне зависимости от сроков годности: с 1 июня 2021 года;
-
для молочки сроком годности более 40 дней: с 1 сентября 2021 года;
-
для молочки сроком годности 40 дней и менее: с 1 декабря 2021 года.
Сейчас запущено производство маркированной молочной продукции, поэтому мы уже видим на полках магазинов молочку с кодами маркировки.
-
Этап 3. Продавцы обязаны продавать маркированную продукцию по правилам.Для опта и розницы сроки начала обязательной работы с маркировкой устанавливают отдельно, и они не всегда синхронны с производством. Продавцы должны сканировать на кассе код маркировки, когда продают подконтрольный товар.
|
Изменения в сроках.
|
Перенос сроков подтверждаетПостановление Правительства РФ от 26.03.2022 г. № 477.
Событие
|
Старая дата
|
Новая дата
|
Обязательная фиксация через кассы выбытия маркированной продукции со сроком годности до 40 дней
|
20.01.2022
|
01.09.2022
|
Обязательная фиксация через кассы выбытия маркированной продукции со сроком годности свыше 40 дней
|
01.06.2022
|
01.09.2022
|
Обязательная маркировка любой молочной продукции, которую производят фермерские/крестьянские хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы
|
01.12.2022
|
01.12.2023
|
Передача сведений о выводе молочной продукции из оборота в целях, не связанных с последующей реализацией (собственные нужды организаций общепита, садов, школ, больниц)
|
—
|
30.112023
|
Обратите внимание!Есть послабления: организации, которые покупают молочку для собственных нужд, например общепит для приготовления десертов, теперь могут не сообщать о выводе упаковок из оборота до 30 ноября 2023 года. За них это будет делать поставщик.
Событие
|
Старая дата
|
Новая дата
|
Предприятия розничной торговли обязаны продавать маркированную бутилированную воду через кассу, с подачей сведений в «Честный ЗНАК»
|
01.09.2022
|
01.03.2023
|
Передача сведений о выводе упакованной воды из оборота в целях, не связанных с последующей реализацией (собственные нужды организаций общепита, садов, школ, больниц)
|
—
|
30.11.2023
|
-
Перенос сроков экспериментов.В феврале и марте 2022 года уже запущены эксперименты по маркировке электронных устройств, медицинских изделий, безалкогольных напитков, соков и соковой продукции. Сейчас длительность этих экспериментов планируют изменить — принялипроект Постановления Правительства РФ.
-
Товарная группа
|
Дата начала эксперимента
|
Дата завершения эксперимента
|
Электронные устройства
|
1 марта 2022 г.
|
31 января 2023 г.
|
Медицинские изделия
|
15 февраля 2022 г.
|
28 февраля 2023 г.
|
Безалкогольные напитки
|
1 марта 2022 г.
|
31 августа 2022 г.
|
Соки и соковая продукция
|
1 марта 2022 г.
|
28 февраля 2023 г.
|
Поскольку продлили сроки экспериментов, то нет точных сроков по запуску обязательной работы с маркировкой для этих товарных групп в производстве, опте и рознице.
-
Еще в 2022 году планировали запустить эксперименты по рыбной продукции, консервированным продуктам из мяса, овощей и фруктов, кормам для животных и крепкому алкоголю.Но запуск отложили, новых экспериментов пока не будет.
|
О нюансах внедрения и работы с маркировкой в рознице.
|
В 2022 продолжится внедрение обязательной маркировки молочной продукции. Как продавать товар с учетом новых требований?
-
Новое для розницы с начала 2022 года.При продаже молочной продукции розничным торговцам придется сканировать коды маркировки на кассе и передавать сведения о продажах в систему Честный ЗНАК через оператора ЭДО. Перед началом продаж необходимо протестировать процессы и обеспечить наличие 2D-сканеров на кассах, а также, при необходимости, обновить кассовое ПО.
-
Передача сведений о выбытии в розничной точке, не использующей ККТ.В таких случаях сведения о выбытии молочной продукции передаются в систему напрямую. Так, в личном кабинете пользователя на портале Честный ЗНАК есть функция: «Вывод из оборота путем розничной продажи».
-
Отражение в готовом чеке статусов прохождения проверок.Покупатель сможет увидеть через статусы легальность товаров в бумажном и электронном чеке:
-
«М-» — код маркировки не подтвержден;
-
«М» — код маркировки не удалось проверить (например, пропала связь по техническим причинам);
-
«М+» — код маркировки подтвержден.
-
Отражение выбытия молочной продукции, входящей в состав блюд (для общепита).С сентября 2022 при переработке молочной продукции в блюда, предприниматели должны подавать сведения в объемно-сортовом виде. Укажите, что списываете в собственное производство такой-то код товара в определенном количестве. Таким образом, это будет списание на производственные цели.
-
Проведение продажи сыров, которые поступают в магазин цельным кругом (брусом), а для реализации нарезаются.Сыр приходит на торговую точку, уже промаркированный поставщиком. При нарезке продавец должен сообщить в системе код маркировки и указать, что товар реализуется на развес. Сама же нарезка не маркируется. И в кассовом чеке коды маркировки по такому товару не указываются. Для магазина с сентября 2022 года добавится обязанность делать вывод кода маркировки цельного круга сыра путем прямой подачи сведений в систему.
-
Фиксация в системе перемещение товаров между своими товарными точками.Все перемещения в системе происходят по ИНН. Если у компании несколько торговых точек, которые отличаются только КПП, отражать движение маркированного товара в системе не нужно.
|
Ответственность.
|
-
С 1 декабря 2021 года предусмотрен штраф, если маркировку нанести, но сделать это неправильно(например, не включить в нее всю необходимую информацию или нанести код с ошибками) (ст. 15.12 КоАП РФ):
|
"Это Бизнес" ТПП РФ