Возможность подготовиться к проверке трудовой инспекции у бизнесменов есть не всегда. Ведь о некоторых проверках (например, по жалобам работника) инспектора даже не обязаны предварительно уведомлять работодателя. Рекомендуем держать кадровые документы всегда в порядке и периодически проводить самопроверку с помощью чек-листов. Об особенностях проверок ГИТ в 2021 году, расскажем в обзоре.
С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ(за исключением некоторых положений). Это означает, что проверки будут проходить по новым правилам. Документ взял новый курс – на профилактику и предупреждение нарушений. Обновленные требования коснутся почти всех надзорных органов, в том числе и ГИТ.
Какие изменения произойдут.
-
Проверки станут короче.Документ изменил срок проведения документарной и выездной проверок. С середины 2021 года он не может превышать 10 рабочих дней. Для сравнения, на данный момент установлен максимум – 20 рабочих дней.
-
Введены новые формы контроля.Новый закон установил новые формы проведения контролирующих мероприятий:
-
Инспекционный визит: осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов.
С 1 июля контролирующие органы смогут заменить плановые проверки на инспекционные визиты, которые длятся не более 1 рабочего дня.
Внимание!такая форма проверки не предполагает заблаговременного уведомления работодателя:визиты будут внезапными!
-
Мониторинговую закупку товараили заказ работ/услуг для проведения испытания, экспертизы, исследования для проверки соответствия требованиям к безопасности и качеству.
-
Выборочный контроль.
-
Все проверки будут фиксироваться онлайн.Все действия контроллеров в рамках проверок будут отражаться в специальных информационных ресурсах.
Система поможет отследить правомерность надзорных мероприятий, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям (ст. 17 Закона №248-ФЗ).
-
Риск-ориентированный подход.Методика предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям. Это означает, что, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять (ст. 23 Закона №248-ФЗ).
-
Сокращение количества проверок.Новый закон предусмотрел механизмы, с помощью которых можно сократить количество проверок.
Например, компания может быть освобождена от проведения плановых проверок, если заключит договор страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона №248-ФЗ).
-
Мониторинг вместо плановых проверок.Еще один способ снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий, который предлагает закон, – мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и надзорным органом.
Мониторинг предполагает автоматическую фото- и видеосъемку на объекте компании, при котором собранные материалы направляются контролирующему органу. А лицо, находящееся под таким контролем, будет освобождено от плановых проверок (ст. 96 Закона №248-ФЗ).
Кого проверит ГИТ в 2021.
Попостановлению Правительства РФ от 30.11.2020 №1969, продление моратория на проверки коснулось в 2021 году не всех, а только малых предприятий. Но и здесь есть исключение, если СМП относится к категории высокого риска, то проверка трудовой инспекции все равно нагрянет.
-
Поэтому плановые проверки ожидают и малые предприятия, и средние, и крупные, а также некоммерческие организации с численностью сотрудников до 200 человек, на которых высок рискпожаров, несчастных случаев, экологического ущерба и нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
-
Кроме того, запрет действует только для плановых проверок и не распространяется на административные расследования, которые проводятся пост. 28.7 КоАП РФ. Таким образом, инспектор ГИТ имеет право провести расследование при установлении нарушений трудового законодательства. Напомним: для начала расследования достаточно только информации, указывающей на него: например, обращение работника. При этом инспекторы не обязаны уведомлять работодателя, а также согласовывать проведение расследования с прокуратурой. Поэтому в рамках ограничений инспекторы использовали административные расследования без взаимодействия с работодателями.
Например:Роструд имеет право проводить мероприятия без взаимодействия, чтобы проверить, как организация провела специальную оценку условий труда (СОУТ) и оформила ее результаты (приказ Минтруда от 16.01.2019 №13н).
Что проверит ГИТ в 2021.
При проверке инспекторы могут запросить только определенный перечень документов: они не вправе запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки.
-
Плановые проверки проводятся на основе чек-листов– это списки контрольных вопросов. То есть иных вопросов, кроме указанных в проверочных листах, инспекторы задавать не вправе. На текущий момент всего утверждено 133 чек-листа (приказ Роструда от 10.11.2017 №655 в ред. Приказа Роструда №201 от 11.04.2018 г. и №153 от 3 августа 2020 г.). Но не все чек-листы утверждены на данный момент: например, Ростехнадзор пока не утвердил чек-лист по сосудам под давлением.
-
При проверке создания и функционирования системы управления охраной труда (СУОТ) – чек-лист №31, Роструд поставил задачу проверять не только наличие у работодателя Положения о СУОТ, но и присутствие в Положении разделов из п. 8 Типового положения о системе управления охраной труда(приказ Минтруда России oт 19 августа 2016 г. №438н), разработанных в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, а именно:
-
политика работодателя в области охраны труда;
-
цели работодателя в области охраны труда;
-
обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);
-
процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее – процедуры), включая:
-
подготовку работников по охране труда;
-
организацию и проведение оценки условий труда;
-
управление профессиональными рисками;
-
организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников;
-
информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
-
обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников;
-
обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
-
обеспечение работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;
-
обеспечение безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией.
-
планирование мероприятий по реализации процедур;
-
контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
-
планирование улучшений функционирования СУОТ;
-
реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
-
управление документами СУОТ.
Если инспектор выявит несоответствие требованиям охраны труда в Положении о СУОТ, в том числе Типовому положению, то это приравнивается к отсутствию у работодателя СУОТ.
-
Кроме того, при проведении плановой проверки Роструд отметил необходимость применения Алгоритма проверкисоздания и обеспечения функционирования СУОТ Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ (приказ Роструда 21 марта 2019 г. №77).
-
Внеплановые проверки ограничены рамками запроса(жалобы), инспектор может проверить документы по теме проверки, которые касаются определенного сотрудника.
-
Если же запрос на нарушение прав был отправлен с пометкой о неразглашении своего имени работодателю, что позволяет сделатьст. 358 ТК РФ, тогда сотрудник ГИТ может запросить документы на нескольких работников, чтобы сохранить имя, направившего запрос, в тайне.
Сроки проведения проверок ГИТ.
Напоминаем, плановые проверки трудовая инспекция проводит:
-
1 раз в 2 года — компании из категории высокого риска;
-
1 раз в 3 года — организации, которым присвоена значительная категория риска;
-
1 раз в 5 лет — компании со средним риском;
-
1 раз в 6 лет — предприятия из категории с умеренным риском.
Ответственность за нарушения охраны труда.
-
За не обеспечение функционирования системы управления охраной труда на своем предприятии, на организацию могут наложить штрафыпост. 5.27.1 КоАП РФ.
-
для должностного лица – до 5 тыс. руб.;
-
для организации – до 80 тыс. руб.
Обратите внимание! Штрафы по СУОТ могут быть наложены по одному мероприятию несколько раз.
Например,если в Положении нет раздела об обеспечении средствами индивидуальной защиты (СИЗ), то организацию могут оштрафовать согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а если работникам не выдаются СИЗ, то штраф будет соответствовать части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
-
Штрафы поч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ:
-
для должностного лица – до 30 тыс. руб.;
-
для организации – до 150 тыс. руб.
-
Не забывайте: если не выполнить требования трудовой инспекции и не представить документы на проверку,организации грозит административная ответственность поч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ:
-
штраф должностному лицу в размере от 2 до 4 тыс. руб.
Как будет проверяться соблюдение новых правил по охране труда.
-
Напомним, что с 1 января вступили в силу 38 новых правил по охране труда (ПОТ), еще 2 ПОТ начнут действовать чуть позже. Так, ранее действующие правила признаны утратившими силу. Но утратившие силу ПОТ, до сих пор включены в проверочные листы.
-
Роструд рассказал, что с 1 января 2021 года инспекторы не вправепроверять исполнение требований правил по охране труда, утративших силу (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15 января 2021 г. №57-ТЗ).
Но, если в ходе проверки было выявлено нарушение новых ПОТ, инспектор вправе инициировать внеплановую проверку.
«Это Бизнес» ТПП РФ