Хорошо было бы, если б процесс продажи всегда проходил в полном безмолвии. Покупатель молча пришел, не задавая вопросов, выбрал что-то и без лишних слов оплатил. Но, к сожалению, с покупателем нужно общаться. При этом каждое неудачное слово может нарушить настрой клиента. Речевые ошибки продавцов могут сорвать даже самые верные продажи.
Классифицируем основные словесные ошибки, которые в кратких диалогах с посетителями совершают продавцы.
Поведения продавца
Характерные признаки
Глупое.
-
Совершенно глупым выглядит поведение продавца, когда он задает следующие вопросы:
-
Чем я могу Вам помочь?
-
Вам что-нибудь подсказать?
-
Вам какого плана вещь нужна?
-
Купите вот это, у нас это хорошо берут!
-
Сюда же можно отнести слово: «Здравствуйте», которое любому приятно, но только если его произнесли не 150 раз подряд в одном и том же магазине.
Бестактное.
-
Бестактность персонала может оттолкнуть клиента, который возможно мог бы обеспечить магазину недельную выручку. Вот характерные вопросы:
-
Вам подешевле или подороже?
-
Да, у нас это есть, но ЭТО стоит очень дорого.
-
В нашем магазине вы можете любой товар оформить в кредит.
-
Вашего размера у нас не бывает!
Грубое.
-
Грубость розничного персонала - настоящий бич. И те, по кому он прошёлся, будут стремиться всячески обходить магазины, в которых подобного рода вещи считаются нормой:
-
Не нравится, не берите, вас никто не заставляет!
-
Не трогайте товар руками!
-
Ну, вы уже быстрей решайте, будете покупать или нет!
-
У меня нет сдачи, как разменяете деньги, так приходите.
Навязчивое.
-
Нарушение дистанции и отсутствие элементарного уважения к покупателю ничего кроме раздражения у покупателя не вызывает.
-
Сейчас мы вам обязательно что-нибудь подберём! (Без выявления потребности).
-
Купите у нас три вещи и четвёртую мы вам подарим бесплатно!
-
Давайте, я отнесу вашу корзинку с косметикой на кассу (в то время, когда поиск и выбор товара ещё не завершён).
-
Выбрали уже что-нибудь? (с повтором каждые 30 секунд).
Субъективное.
-
Как известно, советы хороши, когда в них нуждаются и когда о них просят. В остальных случаях «дружеские» советы, по меньшей мере, не очень уместны.
-
А мне нравится, как на вас сидит (этот ужасный костюмчик)!
-
Я бы вам предложила купить черное, на нём грязи не видно….
-
Ой, оно на вас совсем в обтяжку (большое), вам побольше (поменьше) нужно.
-
С вашей фигурой, я бы вам рекомендовала только ЭТО!
-
ТОП-6 фраз, которых лучше избегать при коммуникациях с потребителем.
Замените эти фразы, предлагаемыми ниже вариантами, запретите их совсем или просто промолчите.
Негативный вариант
Рекомендуемая замена
«Это уникальное предложение только для вас».
-
Не стоит начинать с обмана. Лучше честно и прямо расскажите про все ваши акции: «Сейчас у нас действуют скидки, советую обратить внимание на…».
«Вы никогда не пожалеет о покупке».
-
Рекомендуем просто промолчать. Покупатель знает, что он приобретает, а ваше финальное напутствие, способно посеять в нем сомнения о качестве товара.
«Вы сделали правильный выбор».
-
Смените шаблонное выражение на комплимент о знаниях покупателя: «Я смотрю, вы профессионально разбираетесь в теме».
«Чем Вам помочь? Что вам подсказать?»
-
Эти речевые обороты уменьшают эффективность общения с покупателями и раздражают их, а вероятность покупки в магазине снижается как в моменте, так и в будущем. На более конструктивный диалог настраивают приветствия с вопросом, например: «Добрый день! Вы выбираете новинку для себя? Вы уже слышали о последней модели вот этого производителя?».
«Вы располагаете суммой в 15 тыс. руб. и столько всего хотите от смартфона! За такие деньги ничего стоящего не купить».
-
Озвучивание личного негативного отношения к выбору/мнению клиента - дурной тон. Сотрудникам магазина не стоит оценивать сумму, которой клиент располагает, ни положительно, ни, тем более, отрицательно. А категоричное «нет» - прямой путь к завершению диалога с клиентом. Правильнее было бы сказать, например, так: «Давайте вместе посмотрим, что у нас подходит под необходимый бюджет и максимально отвечает вашим требованиям…».
«Если вам что-нибудь понадобится, обращайтесь».
-
Запретите говорить своим сотрудникам эту фразу, так как она снимает с них всякую ответственность по дальнейшему развитию диалога. Таким образом продавец перекладывает инициативу на плечи покупателя, что противоречит принципам про-активного обслуживания. Покупателей эта фраза также раздражает.
Помимо вышеперечисленных фраз, не стоит: оценивающе и вызывающе смотреть на покупателя, пристально рассматривать покупателей и преследовать покупателя.
«Это Бизнес» ТПП РФ