Как добиться исключения сведений из реестра недобросовестных поставщиков

Трагедия в «Крокусе»
Описание картинки

Как добиться исключения сведений из реестра недобросовестных поставщиков

48
48

Включение в реестр недобросовестных поставщиков – это мера ответственности, которая применяется к участникам государственных (муниципальных) закупок. С данными реестра может ознакомиться любое заинтересованное лицо. С 2016 года реестр размещен на сайте Единой информационной системы (ЕИС).

Порядок исключения сведений из реестра недобросовестных поставщиков.

  • Поставщик вправе оспорить решение ФАС России о включении в реестр в судебном порядке (ч. 11 ст. 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон №44-ФЗ). Для этого ему необходимо подать в арбитражный суд заявление:

  • о признании недействительным решение антимонопольного органа о включении в реестр;

  • об обязательстве устранить такое нарушение и исключить сведения о поставщике из реестра.

  • В заявлении необходимо указать:

  • в чем конкретно заключается нарушение прав и интересов поставщика;

  • какие нормы Закона №44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. №1062) нарушил антимонопольный орган при включении сведений в реестр. Это может быть:

  • неправильная оценка фактов, документов и информации, представленных заказчиком;

  • при вынесении решения не учтены те или иные обстоятельства.

  • Специального срока для обжалования решения антимонопольного органа нет, поэтому необходимо руководствоваться общим сроком, который составляет 3 месяца со дня, когда победителю закупки стало известно о том, что его включили в реестр недобросовестных поставщиков. Если заявителем срок пропущен, то он может ходатайствовать перед судом о его восстановлении при наличии уважительных причин (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Если их нет, то в иске будет отказано.

Рекомендуем:

  • Если решение еще не исполнено, и истец пока не включен в реестр, то одновременно с заявлением иска об отмене решения антимонопольного органа заявите ходатайство о применении обеспечительной меры в виде приостановления действия оспариваемого решения. Исполненное решение приостановить нельзя (постановления ФАС Дальневосточного округа от 6 марта 2012 г. №Ф03-321/2012, Арбитражного суда Поволжского округа от 22 мая 2015 г. №Ф06-23670/270). В качестве обоснования ходатайства нужно указать:

  • Что непринятие испрашиваемой меры приведет к ограничению прав заявителя на осуществление основного вида хозяйственной деятельности. Ведь, находясь в реестре, он не вправе будет участвовать в новых закупках, что может повлечь причинение ему ущерба.

  • Также необходимо указать на умаление его деловой репутации перед потенциальными клиентами. Ведь они, полагаясь на достоверность публичных данных реестра, будут учитывать наличие информации о поставщике при принятии решения о возможном сотрудничестве.

  • Если основанием для включения в реестр послужил отказ заказчика от контракта и поставщик его оспорил, то к ходатайству о принятии обеспечительной меры нужно приложить определение суда о принятии иска к рассмотрению. Это серьезный аргумент для удовлетворения ходатайства, поскольку включение в реестр – это санкция за недобросовестность поставщика. Если же само основание для включения в реестр оспорено, применять такую санкцию преждевременно.

  • Если суд откажется удовлетворить ходатайство, заявитель не сможет рассчитывать на следующие возмещения:

  • реального ущерба (постановление ФАС Дальневосточного округа от 16 апреля 2013 г. №Ф03-742/2013);

  • упущенной выгоды (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 апреля 2013 г. по делу №А79-10866/2011);

  • нематериального (репутационного) вреда в связи с причинением ущерба деловой репутации (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 сентября 2014 г. по делу №А12-31385/2012).

Как действовать в ситуации, когда лицо признано уклонившимся от заключения контракта.

Победитель торгов при подписании проекта контракта должен соблюсти требования закона и уложиться в установленные сроки. Но это не всегда получается, в том числе и по независящим от победителя обстоятельствам. Поэтому при оспаривании в суде включения в реестр недобросовестных поставщиков необходимо доказать, что поведение победителя торгов было добросовестным, а в его действиях (бездействии) отсутствовал умысел на нарушение Закона №44-ФЗ.

  • Если победитель не может по уважительным причинам подписать контракт в установленные сроки, то в этой ситуации рекомендуем:

  • незамедлительно сообщать заказчику обо всех действиях, которые предпринимает победитель, о результатах, которые получает, использовать альтернативные средства связи, если предусмотренные законом не доступны (не работают).

  • поставщику фиксировать свои обращения к заказчику (опись вложения отправления с почтовой квитанцией, уведомление о вручении, расписка в получении тех или иных документов, доказательства отправки корреспонденции по электронной почте или по факсу и др.).

Если дело дойдет до оспаривания решения о включении в реестр, победитель торгов только так сможет доказать свою добросовестность и стремление к заключению контракта.

  • Если контракт не заключен по вине заказчика, то сведения о победителе торгов не подлежат включению в реестр.

Примеры обстоятельств, где суд решил, что контракт не заключен по вине заказчика.

1. Заказчик направил участнику скан-копию проекта договора на поставку до того, как определил победителя запроса котировок. Отсчет срока подписания контракта вел именно с момента отправки. Суд указал, что при таких обстоятельствах у антимонопольного органа не было оснований для включения победителя запроса котировок в реестр как уклонившегося от подписания контракта (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2015 г. №02АП-8326/2015 по делу №А17-1908/2015).

2. Заказчик вопреки требованиям конкурсной документации направил победителю проект контракта по электронной почте. Однако победитель письмо не получил. Исходя из этого, антимонопольный орган отказался внести сведения о победителе в реестр. Суд решение антимонопольного органа поддержал, сославшись на следующее. Электронная почта – это такое средство связи, которое не позволяет заказчику получить подтверждение о вручении контракта (постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 января 2015 г. №Ф05-15911/2014 по делу №А40-62415/14).

Действия поставщика при расторжении контракта по решению суда.

  • Заказчик вправе обратиться в суд с требованием о расторжении контракта. При этом он должен соблюсти 2 условия:

  • основанием расторжения контракта должны являться существенные нарушения со стороны поставщика;

  • заказчик должен соблюсти досудебный порядок урегулирования спора (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

  • Суд признает нарушение существенным, если оно влечет для заказчика такой ущерб, в результате которого он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении контракта (абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Вступившее в законную силу решение суда о расторжении контракта является безусловным основанием для включения в реестр. Это означает, что добиться исключения из реестра практически невозможно.

  • Исключение составляют два случая. Так, поставщик может оспорить приказ и выиграть дело, если:

  • суд не расторг контракт, а признал его недействительным (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 июня 2013 г. по делу №А10-2199/2012);

  • докажет, что действовал добросовестно, а нарушение контракта было вызвано нарушениями, допущенными заказчиком. Например, заказчик не выплатил аванс или выплатил с нарушением срока, не предоставил рабочую документацию и др.

Действия поставщика при отказе заказчика от исполнения контракта в одностороннем порядке.

  • Отказ заказчика от исполнения контракта может служить основанием для включения поставщика в реестр, если соблюдены следующие условия:

  • контракт предусматривает возможность такого отказа;

  • нарушения, которые послужили основанием для отказа, носят существенный характер;

  • заказчик уведомил поставщика об отказе от исполнения и имеет доказательства такого уведомления. Например, расписку в получении заявления, если оно передавалось курьером, квитанцию об отправке почтой с приложением описи вложения и оттиском почтового штемпеля, уведомление о вручении и др.

Если хотя бы одно из этих требований не соблюдено, поставщик вправе требовать исключения сведений из реестра. Суды при рассмотрении таких споров исходят из существенности нарушения, степени вины поставщика, ущерба, нанесенного заказчику.

  • Для того чтобы подтвердить свою добросовестность и отсутствие злоупотреблений, поставщик должен иметь доказательства того, что он своевременно заключил контракт с заказчиком и надлежащим образом выполнял все свои обязательства по нему. Обо всех трудностях и проблемах, с которыми сталкивается поставщик, и которые препятствуют ему в выполнении обязательств, он должен незамедлительно поставить в известность заказчика.

  • О том, что уклонения от исполнения контракта не было, и нет оснований для включения в реестр, свидетельствуют:

  • доказательства того, что поставщик выполнил свои обязательства по контракту перед заказчиком (выполнение части работ или оказание части услуг, частичная поставка товара, представление отчетов о проделанной работе и т. д.) (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 мая 2015 г. по делу №А58-7016/2014);

  • нарушение заказчиком своих обязательств по контракту (невыплата аванса или его выплата с нарушением срока, непредставление документов или фронта работ, рабочей документации и др.). В такой ситуации у поставщика есть право приостановить исполнение своих обязательств перед заказчиком, если они согласно ст. 328 ГК РФ носят встречный характер (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 мая 2015 г. по делу №А11-7858/2014).

  • Если контракт расторгнут по обоюдному согласию сторон или по иным основаниям, не связанным с существенным нарушением поставщиком условий контракта, то информация о компании не может быть включена в реестр (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25 апреля 2007 г. №Ф08-2205/2007 по делу №А53-18111/2006-С6-47).

Оспаривание решения о включении в реестр с процессуальными нарушениями.

Перед началом оспаривания решения антимонопольного органа, проверьте, были ли соблюдены процессуальные требования при его вынесении.

  • Если антимонопольный орган рассматривал вопрос о включении в реестр без участия лица, информация о котором представлена для включения (п. 12 Правил №1062), и это лицо не было извещено о разбирательстве или было извещено не заблаговременно, то решение подлежит отмене по процессуальным основаниям (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 июня 2015 г. №Ф09-2797/15 по делу №А34-2965/2014).

Обратите внимание! Можно попробовать оспорить внесение в реестр сведений с процессуальными нарушениями даже в том случае, если основанием для внесения стало вступившее в законную силу решение суда.

  • Нет единой практической позиции судов о том, подлежат ли исключению сведения, внесенные при таких обстоятельствах.

  • Позиция судов №1. Вступившее в законную силу решение суда – безусловное основание для внесения сведений о поставщике в реестр. Суды, которые придерживаются этой позиции, указывают, что процессуальные нарушения, допущенные при таком внесении, не могут служить причиной для исключения сведений из реестра (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 апреля 2015 г. по делу №А42-2368/2014).

  • Позиция судов №2. Если антимонопольный орган допустил процессуальные нарушения при внесении сведений о поставщике в реестр, то такие сведения подлежат исключению. При этом не имеет значения, что основанием внесения стало вступившее в законную силу решение суда.

Пример: Арбитражный суд Центрального округа столкнулся со следующей ситуацией. Антимонопольный орган, получив от заказчика вступившее в законную силу решение суда о расторжении контракта:

  • вопреки установленным правилам не провел разбирательство и не принял решение по итогам, а издал приказ;

  • внес в реестр сведения о поставщике через два с половиной месяца с даты окончания срока, который установлен для такого внесения.

Допущенные нарушения суд счел существенными и постановил отменить приказ антимонопольного органа и исключить сведения о поставщике из реестра (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 февраля 2016 г. №Ф10-5203/2015 по делу №А48-2255/2015).

«Это Бизнес» ТПП РФ

НОВОСТИ ПО теме -> Бизнес и предпринимательство

Сейчас в г. Междуреченск (01:19)
погода
1.4 Co
пасмурно

Услуги

ЭЛЕКТРИКА - Электромонтажные работы
ЭЛЕКТРИКА - Электромонтажные работы в квартирах, домах, офисах, ...
САНТЕХНИКА - «САНТЕХ -
САНТЕХНИКА - «САНТЕХ - ЦЕНТР» все САНТЕХ - РАБОТЫ * ...
ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ - ГРУЗОВОЕ ТАКСИ
ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ - ГРУЗОВОЕ ТАКСИ  - Грузоподъемность 1, 5 ...

Каталоги магазинов города

Новости