Что надо знать бухгалтеру про переход на систему прямых выплат пособий.

Описание картинки

Что надо знать бухгалтеру про переход на систему прямых выплат пособий.

44
44

Пилотный проект по переходу регионов с «зачетной» на «прямую» систему начисления социальных выплат (к ним относятся пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также выплаты, положенные в случае получения травм на производстве или при профессиональных заболеваниях) в этом году вошел в свою завершающую стадию.

   Зачетная система предполагает, что при наступлении страхового случая начисляет и выплачивает пособие гражданам работодатель. Расходы компенсируются за счет ранее начисленных взносов. Если их оказывается недостаточно, работодатель может обратиться в ФСС с просьбой возместить разницу.

   О переходе на прямую систему выплат пособий было объявлено в 2011 году, сам процесс начался в 2012 году (Постановление Правительства РФ от 21.04.11 № 294). В настоящее время в нем участвуют 77 из 85 субъектов Российской Федерации (10 их них — с 1 января 2020 года, а еще 8 — с 1 июля 2020 года). Ожидается, что процесс будет завершен 1 января 2021 года, когда на новую систему работы перейдут 8 оставшихся регионов, в т. ч. Москва и Петербург. Также в списке — Краснодарский и Пермский края, Свердловская и Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ.

Как работает система прямых выплат.

Формы документов, необходимые для назначения и выплаты пособий в рамках системы прямых выплат, утверждены приказами ФСС от 24.11 17 № 578 и 579.

  • В системе прямых выплат работник представляет все документы, необходимые для назначения пособия, в свою организацию. А ответственность за перечисление выплат лежит на Фонде социального страхования (ФСС).

  • Работодатель не позднее 5 календарных дней должен представить в ФСС документы и расчет суммы пособия. Выполнить этот расчет можно в любой учетной программе или онлайн-сервисе.

  • Фонд обрабатывает полученные документы и не позднее 10 дней переводит деньги непосредственно работнику. Это может быть почтовый перевод, перечисление на счет в банке или на карту «Мир». Информацию о том, куда надо перечислять пособие, ФСС получает от организации вместе с пакетом документов.

  • Если Фонд обнаружит нестыковки или отсутствие подтверждающих документов, он должен в течение 5 рабочих дней направить запрос в организацию. У организации есть 5 рабочих дней, чтобы представить корректные данные.

  • Застрахованному лицу ФСС выплачивает:

  • пособие по временной нетрудоспособности, в т. ч. из-за производственной травмы;

  • пособие по беременности родам;

  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

  • единовременное пособие при рождении ребенка;

  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;

  • оплата отпуска сверх ежегодного на лечение и дорогу к месту лечения и обратно.

Обратите внимание! Для назначения пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет достаточно 1 раз передать в ФСС необходимые документы и расчет. Получать от сотрудников повторные заявления не надо. Выплаты будут перечисляться с 1 по 15 число месяца, следующего за расчетным.

  • Страхователю ФСС возмещает:

  • оплату 4-х дней в месяц по уходу за ребенком-инвалидом (ст. 262 ТК РФ);

  • пособие по нетрудоспособности, выплаченное за счет межбюджетных трансферов;

  • пособие на погребение;

  • расходы на профилактические мероприятия по травматизму.

Работодатель НЕ может уменьшить сумму страховых взносов на указанные выплаты. ФСС именно возмещает эти деньги. Чтобы их получить, организация должна обратиться в фонд.

Важно! В пилотных регионах действует особый порядок возмещения затрат на оплату предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, а также санаторно-курортного лечения лиц, занятых на работах с вредными или опасными факторами. Особенности установлены постановлением № 294, а форма заявления на возмещение расходов утверждена приказом Минздравсоцразвития от 11.07.11 №709н.

Плюсы и минусы прямых выплат.

  • Плюсы эксперимента ФСС по прямым выплатам:

  • оплата пособий не зависит от того, перечисляет ли организация страховые взносы;

  • неважно, есть ли деньги на расчетном счете у компании: выплаты производит ФСС. Главное, своевременно представить пакет необходимых документов. Данные должны быть переданы в течение 5 календарных дней после того, как сотрудник принес документы в свою организацию;

  • ФСС имеет оперативную информацию по периодам нетрудоспособности и выплатам;

  • работодателям не надо изыскивать средства на выплату пособий и отражать эти суммы в отчетности.

  • Минусы эксперимента ФСС по прямым выплатам:

  • большой объем дополнительной работы по обработке заявлений и формированию реестров (количество операций увеличивается в разы, если работодатель не пользуется электронными больничными);

  • на каждый вид пособия работник заполняет форму заявления, которая состоит из 7 листов (половина из них может остаться пустой).

  • заявление надо распечатать для каждого больничного листа;

  • работодатель должен хранить заявления, в т. ч. и по уволенным работникам, и предъявить по требованию ФСС.

  • необходимо составлять 3 вида реестров для следующих выплат:

  • пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособия женщинам при ранней постановке на учет по беременности (сведения могут передаваться в одной форме);

  • единовременного пособия при рождении ребенка;

  • ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.

  • реестры формируются в печатном или в электронном виде:

  • печатные формы все разные и они огромны — в них включено до 47 столбцов, поэтому, даже если у Вас небольшой штат сотрудников, то вести реестры в электронном виде гораздо удобнее;

  • электронные, в зависимости от учетной программы, можно передать одним файлом или сгруппировать по типам пособия.

Обратите внимание! Если численность работников страхователя составляет 25 или более человек, то реестр получателей пособий можно сдать только в электронной форме. Работодатели с меньшим числом сотрудников вправе передать реестр на бумажном носителе (лично или по почте) или направить в электронной форме.

Преимущества электронных больничных листов (ЭЛН).

Уменьшить количество операций по оформлению реестров помогут электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН).

  • Переход на электронные больничные существенно упрощает формирование реестров, исключает ручной ввод данных и минимизирует риск ошибок. Программа сама внесет сведения из ЭЛН. В будущем возможно механизм заполнения реестра упростится. Предполагается, что достаточно будет ввести номер ЭЛН и данные для расчета пособия.

  • С ЭЛН у кадровиков нет проблем с хранением и учетом бумажных форм.

  • ЭЛН невозможно подделать.

  • Всем участникам взаимодействия доступны сведения о периодах нетрудоспособности, полученных ЭЛН и выплаченных пособиях.

  • Информация хранится в системе ФСС и может запрашиваться страхователем неоднократно.

Документы, необходимые при переходе на ЭЛН.

Возможность замены бумажного больничного на электронный появилась с июля 2017 года (Федеральный закон от 01.05.17 № 86-ФЗ).

  • Если организация планирует начать работу с ЭЛН, то ей необходимы:

  • сертификаты квалифицированной электронной подписи;

  • средства защиты информации (Крипто Про CSP или VipNet CSP);

  • доступ в интернет;

  • программное обеспечение. Это может быть ЛК страхователя и (или) сервис, предоставляемый спецоператором, и (или) бухгалтерское ПО.

  • Для получения ЭЛН с сайта ФСС, достаточно одного сертификата — на юрлицо. В этом случае нужно составить внутренний документ и доверенность, которая дает право подписывать ЭЛН сертификатом, выданным на определенного человека или организацию.

  • Выбор средств криптозащиты информации определяет выданный организации сертификат электронной подписи.

  • Сервис ФСС по работе с ЭЛН предусматривает 2 возможности:

  • скачать ЭЛН, указав СНИЛС работника, номер ЭЛН, регистрационный номер организации. После того больничный лист нужно обработать в кадровой и бухгалтерской программе (заполнить табель, выполнить расчет суммы больничного).

  • отправить в ФСС результаты расчета (т. е. ту часть ЭЛН, которую заполняет страхователь).

"Это Бизнес" ТПП РФ

НОВОСТИ ПО теме -> Бизнес и предпринимательство

Сейчас в г. Междуреченск (01:58)
погода
6.2 Co
небольшой дождь

Новости

Каталоги магазинов города

Услуги