Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, из-за которой отменили множество плановых проверок, трудовая инспекция может прийти в компанию. Причиной может стать жалоба сотрудника или требование прокуратуры или других ведомств. Инспекторы ГИТ начнут не только приходить в компании с проверками, но и смогут наносить профилактические визиты. А еще работодателей ждут консультирование, информирование и объявление предостережения. Подробнее об этом смотрите здесь.
С 23 июля вступило в силу постановление Правительства от 21.07.2021 г. №1230, которое определяет правила федерального контроля за соблюдением трудового законодательства. Документ заменит ранее действующее положение, утвержденное постановлением Правительства от 01.09.2012 г. №875.
Ранее в рамках масштабной реформы сферы контрольно-надзорной деятельности был принят Федеральный закон от 31.07.2020 г. №248-ФЗ, устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля (далее – Закон №248-ФЗ).
Цель закона - устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение количества проверок бизнеса в качестве наиболее затратного способа контроля.
Переняв некоторые положения изфедерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ (далее - Закон №294-ФЗ), новый закон вносит ряд нововведений, которые рассмотрим в таблице ниже.
Разные контролеры не будут проверять соблюдение одних и тех же требований.
-
В Законе №248-ФЗустанавливается, что вмешательство контролеров в деятельность контролируемых лиц должно быть соразмерно возможным последствиям допущенных ими нарушений.
-
При проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия необходимо соблюдать принцип недопустимости проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении 1 объекта контроля (ст. 9, пп. 7 п. 8 ст. 66 Закона №248-ФЗ).
Все проверки зафиксируют онлайн.
-
Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе. Для этого будут созданы ресурсы, включая:
-
Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора);
-
Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
-
Информационную систему досудебного обжалования;
-
Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;
-
Информационные системы контрольных (надзорных) органов.
Благодаря этому лица, в отношении которых проводятся проверки, смогут отследить правомерность их проведения, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям (ст. 17 Закона №248-ФЗ).
-
Реестр видов федерального государственного контроля(надзора) будет сформирован до 01.01.2022.
Сохранится риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
-
Такой подход будет применяться значительно шире. В частности, ГИТ продолжит оценивать компании и ИП по категориям риска и проводить плановые проверки с учетом этих категорий. Вместе с тем расширяется список контрольных мероприятий.
-
Традиционные рейды, плановые и внеплановые проверки выездного и документарного типа сохранят, дополнив их профилактическими мерами. К таковым относятся:
-
информирование;
-
консультирование;
-
профилактический визит;
-
объявление предостережения.
-
Суть профилактического визита - это информирование о действующих требованиях, способах снижения рисков, видах контрольных мероприятий, которые ожидают работодателя. Профилактический визит проводится либо путем посещения организации, либо с помощью видеоконференцсвязи. Проверяющие обязательно придут в организации, которым присвоена категория высокого или значительного риска, и на производства с высоким уровнем травматизма. Продолжительность профилактического визита - не более 8 часов.
-
Объявление предостереженияготовится, если у инспекторов имеются сведения о готовящихся нарушениях или их признаках:
-
10 дней даются работодателю для подготовки и отправки в Роструд возражения на выданное предостережение;
-
еще 20 дней даются инспекторам на подготовку ответа.
Запретили оценивать эффективность контролирующего органа по количеству проверок.
-
В Законе №248-ФЗ содержится прямой запрет на оценку результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа в зависимости от количества:
-
проведенных контрольных мероприятий;
-
выявленных нарушений;
-
лиц, привлеченных к ответственности и т. д.
Это должно привести к сокращению проверок и наложенных штрафов (п. 7 ст. 30 Закона №248-ФЗ).
Определены способы сокращения количества проверок.
-
Закон №248-ФЗ предусматривает механизмы, применение которых может существенно сократить количество проверок организаций и ИП.
Например, организация может быть освобождена от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона №248-ФЗ). Похожее правило предлагается применять и к членам саморегулируемых организаций, в отношении которых саморегулируемая организация проводит контроль (п. 1 ст. 55 Закона №248-ФЗ).
-
Предусмотрен такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований. Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки (ст. 54 Закона №248-ФЗ).
Введены новые формы контроля и надзора.
-
Наряду с мероприятиями, применяемыми сегодня, закон предусматривает новые способы контроля:
-
выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путем осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
-
мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
-
выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
-
инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).
-
Предполагается, что новые виды контроля потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролерами или вовсе избежать контактов. Кроме того, инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ст. 56 Закона №248-ФЗ).
Проверки станут короче.
-
Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона №248-ФЗ). По действующим сегодня правилам, закрепленным в п. 1 ст. 13 Закона №294-ФЗ, проверка может длиться до 20 рабочих дней.
Мониторинг вместо плановых проверок.
-
В качестве одного из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий Закон №248-ФЗ предлагаетмониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом. Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъемку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа.
-
Лицо, находящееся под таким мониторингом, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга (ст. 96 Закона №248-ФЗ).
Выездная проверка должна проводиться только в исключительных случаях.
-
Выездная проверка может проводиться, только если у контролера нет следующих возможностей:
-
удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в объяснениях, полученных от контролируемого лица;
-
оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в ч. 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий (п. 3 ст. 73 Закона №248-ФЗ).
Будут лучше защищены права контролируемых лиц.
-
Закон №248-ФЗ определяет порядок возмещения вреда, если он был причинен в ходе контрольного мероприятия, порядок досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов.
-
В законе закреплена возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением (ранее согласно ст. 20 закона №294-ФЗ это было возможно только в отношении результатов одного мероприятия - проверки). Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой (гл. 8, 9, ст. 91 Закона №248-ФЗ).
«Это Бизнес» ТПП РФ